Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Домашнее обучение, первый год, Максим

Прошел год нашего домашнего обучения или, вернее сказать, официального ничего не делания :) Хотелось бы как-то зафиксировать результаты, чтобы было видно, где есть прогресс, а где все провисло.

За основу возьму свой прошлогодний план, описанный здесь.

Весь прошлый год мы учились очень неформально. Буквально, за столом занимались, наверное, всего пару раз. И обычно это заканчивалось как-то плохо. Я нервничала, что ребенку не интересно, ребенок парился тем, что его все (а именно, Олежка) отвлекают, сердился, если у него что-то не получалось и в целом опыт работы за столом был скорее негативный.

Но мы много общались, играли в словесные игры, играли в настольные игры, слушали папины лекции о том, как устроен мир, смотрели фильмы из серии "как это сделано?", много ходили по музеям, театрам и много читали.

Теперь пройдусь по предметам:
1.1. Математика, арифметика. План был осознать понятие числа, учиться считать. При этом мы сразу согласились с мужем, что ограничивать счет 5ой, 10ой, 20ой, 100ей, как это делают в школе, мы не хотим. И не ограничивали. Много играли в магазин, где расплачивались сделанными специально деньгами -- полоски, расчерченные на квадратики, с написанными цифрами. Купили счеты и ребенок ходил с ними в обнимку везде, где надо было считать. Много играли в настольные игры, где нужен подсчет очков. Результат: ребенок считает, иногда пользуется пальцами, иногда берет счеты. Но в целом, хорошо понимает числа, умеет их прибавлять, вычитать, сравнивать, больше\меньше, на сколько больше\на сколько меньше, знаком с понятием "умножение". Пишет цифры, все так же часто зеркалит, но тут и не удивительно, практики письма у него было очень мало.

Из планов:
а) где-то полгода тому назад пробовали объяснить разряд числа -- не пошло, с тех пор активно используем это при каждом удобном случае, медленно, но верно, ребенок, похоже, начинает осознавать;
б) повесили на стену таблицу умножения -- обращаемся к ней, объясняем;
в) совершенно отсутствует привычка упрощать себе арифметические действия, складывая, например, удобные числа.
г) просмотреть программу первого класса украинской школы и английскую программу второго года и познакомить с тем, что пока упущено.

1.2. Математика, логика. В планах было подбрасывать ребенку логические задачи и план провалился. Задачи не подбрасывали, а те, которые возникали по ходу, начисто ребенком игнорировались. С бытовой логикой у ребенка все в порядке -- объяснить явление, рассказать по причинах\следствиях -- нет проблем. Много решали ребусы, много играли в "третий лишний", пытаясь найти признак для каждого третьего, ездили в мат лагерь Жени Кац.

Из планов:
а) все таки реализовать подбрасывание задач;
б) найти ребенку тренера по шахматам и углубить его, уже имеющийся, интерес.
в) съездить в лагерь в следующем году;
г) заниматься по книге Жени "Математика в твоих руках" -- она очень приятная.

2.1 Русский язык, навыки письма. План был организовать переписку с мальчиками его возраста. Организовала. С двумя. Обе переписки закончились нечем. В одном случае мальчик потерял интерес через несколько итераций и перестал писать. В другом случае -- Максим. На компьютере писал, если хотел, но было это буквально несколько раз. Повесили на стену плакат с письменными буквами, чтобы был перед глазами. Статус: Сейчас уверенно пишет печатными буквами, если хочет -- записки, списки в магазин. Знаком с письменными буквами, умеет прочитать написанный письменными буквами текст. Сам письменными буквами не пишет.

Из планов:
а) больше печатать. Пока не очень понятно, как это организовать, чтобы было и с целью и интересно.
б) больше писать руками. Аналогично.
в) купила прописи Соболевой, может пойдут?

2.2. Русский язык, развитие речи. Продолжали играть в цепочки, в рифмы, в истории. Особого интереса как не было, так и нет.

Планов особых нет. Мне совершенно претит идея обсуждать прочитанное, анализировать художественный текст, особенно, под давлением взрослого. Пенак со мной согласен :) В общем, пока не очень понятно, что тут делать.

3.1 Русская литература, мое чтение. Зимой читали около двух часов в день. С приходом весны и лета стали больше гулять, меньше читать. Но в целом, книга занимает большое место в жизни детей, они часто берут какие-то энциклопедии, книги с картинками, рассматривают их, читают что-то короткое.

Из планов: читать, читать, читать, получая от этого удовольствие :)

3.2. Русская литература, самостоятельное чтение. За этот год, ребенок начал читать самостоятельно (не зачитал, но начал). Много читал вывески и надписи, пока были в Украине. Есть несколько книг, легких для него, но пока интереса особого нет. Я не настаиваю. В этой семье, ребенок без книги не останется. Придет.

Из планов: продолжать читать в слух, подбрасывать записки, обращать внимание на "легкие" книги.

4. Английский. Английская няня у нас проработала с сентября по январь. За это время Макс начал понимать простой разговорный язык, может поддержать очень простой разговор, из серии, привет-как тебя зовут-сколько тебе лет-как зовут твоего братика и т.п. Много читал вывески, очень интересуется английским чтением, постоянно носит с собой какие-то английские простые для чтения книги и пытается их читать. Смотрит мультик про Gogo, начал заниматься на ресурсе Reading Eggs.

Из планов:
а) продолжить Reading Eggs;
б) попробовать записать его в группу к репетитору по английскому языку, которых тут достаточно много.

5. Естественные науки -- физика, химия, биология. Как и в прошлом году, ничего особого не делаем. Художественные книги, энциклопедии, музеи, папины лекции.

Из планов:
а) продолжать ничего особо не делать.
б) купила книгу по окружающему миру за первый класс, посмотреть, что упущено, познакомить.

6. География, история. Повесили карту мира в прихожей. Каждый раз, выходя из дома или заходя, проходим мимо ее, разглядываем. Смотрим, читаем. Задача слегка усложняется тем, что карта на украинском, но детям, это, похоже, не сильно мешает. Пока есть очень поверхностные знания о том, где какие страны находятся, где какие материки, у какой страны какие флаги (из самых примечательных). Что радует, что из-за сложившейся ситуации с нашей эмиграцией и частых перелетов, у детей совершенно органически присутствует понятия: другая страна, другой язык, другая национальность, временные зоны.

Из планов... Хм, планов пока нет :)

7.1. Искусство, Музыка. В планах было ходить на концерты, в театры. План выполнен на 110% :) Много ходили, много слушали, много смотрели.

Из планов: продолжить в том же духе.

7.2. Искусство, Живопись. За год пару раз ходили на выставки. Дети их посещают с достаточным интересом. Узнают знакомые картины в других книгах.

В планах: продолжить. Может быть купить какие-то популярные книги о живописи. Если кто может посоветовать что-то для детей этого возраста -- буду благодарна.

7.3. Рукоделие. Год дети занимались рукоделием с учителем. Акценты сместились. Если раньше у Максима это была живопись, потом графика, то теперь это моделирование и всяческие поделки. Но в целом, можно сказать, что интереса особого сейчас нет. Даже любимое лего в последнее время не вызывает такого восторга, как раньше. Он все так же проводит много времени за лего, но это уже скорее по привычке.

В планах: даже и не знаю. Кружок моделирования был бы сейчас в самый раз. Но где ж его тут найдешь...

8. Спорт. Как и в прошлый год, дети не посещают никаких секций. Максим много ездит на велосипеде, захотел перейти на ролик. Мы попробовали в Киеве сходить на ролердром и покататься с инструктором. Макс с большим воодушевлением откатался час и хочет еще. Так что будем покупать ролики. Научился плавать. Плавает в маске и под водой, пока хватает воздуха. Если плавает в маске и трубке, то может проплыть метров 5-7. Голову на поверхности держать пока не умеет. Много стрелял. Очень нравится и хочет еще. Тут опять же все упирается в то, что здесь стрелять ребенку 7 лет негде. Мы, по крайней мере, не нашли. Пробовал играть в настольный теннис и бадминтон -- как-то получается и нравится.

Из планов:
а) велосипед на улице;
б) купить ролики и ролики на улице;
в) если сдам на права и купим машину, возможно, попробовать ходить в бассейн;
г) в Киеве кататься с инструктором, и стрелять в тире.
д) регулярная зарядка вместе с папой.

В целом, год, несмотря на то, что формальных занятий было мало, прошел достаточно эффективно. В этом году продолжаем с домашним, поглядывая одним глазом в программы, пытаемся наладить формальные занятия.
Tags: 6-plus, Макс, домашнее обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments