Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Раннее развитие и обще-развивающие занятия.

Водили мы сегодня ребенка на пробное развивающее занятие. Что из этого получилось – под катом.


Для начала –- вводная. Читала я недавно статьи и посты в жж aksik по тегам *развитие*. Девушка -- психолог и большой специалист. Мысли, которые я вынесла по поводу развития детей дошкольного возраста следующие:

-- основной канал восприятия у детей этого возраста – кинестетический
-- в дошкольном возрасте у детей доминирует образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно»
-- развитие ребенка дошкольного возраста происходит в игре и творчестве (особое внимание нужно уделять сюжетно-ролевым играм)
-- деятельность ребенка ориентирована на процесс, а не на результат

А теперь о развивающем занятии, на котором мы сегодня были. Занятие ориентировано на детей 2,5 – 3 лет, длится час. Группа сегодня состояла из 3 человек, один ведущий, один ассистент. Занятие тематическое, одно из цикла рассказов о Земле. В рамках данного занятия рассказывали о морях, океанах, островах, горах и вулканах.

Занятие начинается с веселой беготни под музыку и игр с шариком. Потом звоночек-колокольчик и вот уже детки сидят перед большим экраном, на котором показывают красивую презентацию. Ведущая рассказывает о морях, океанах и островах. 5 минут красивых кадров и детки перемещаются за столик, чтобы сделать аппликацию из заготовок. Цветной картон, на который клеятся остров, волны, и пальма – венец творчества. Детки карандашами “подписывают” изнанку. Еще пару минут рассказа об островах и вулканах. Дальше спортивная игра: под музыку все бегают по комнате, как только музыка прекращается детки должны забежать на “остров” -- обруч лежащий в центре комнаты. Поиграли, опять слушаем и смотрим презентацию. И кульминация – эксперимент. Вносится вулкан из бумаги, в центре которого сода, которая потом польется уксусом и будет “извержение”. Деткам надо разукрасить вулкан красными и коричневыми красками и посмотреть на извержение. В конце еще немного беготни. Колокольчик. Занятие окончено.

Вопрос: что развивает данное занятие?

Все рассказы и презентации прошли, по моему мнению, мимо детей. Все что они могли вынести (как я себе это представляю) – это новые слова: остров, океан, море, вода, черепаха, пальма. К концу занятия говорящие дети уверенно могли ответить на вопрос ведущей: “Что растет на острове” – “пальма”. “Кто живет на острове” – “черепаха”. Уверенно, исключительно потому, что данные вопросы в разных вариациях были красной нитью пронесены через все занятие и повторялись раз 20. Визуальный и аудиальный каналы были нагружены, но толку? Экран трогать было нельзя, никаких наглядных пособий, кроме вулкана (о котором дальше), не было. Т.е. большая часть занятий – мимо.

Творческая деятельность – аппликация и рисование – могли бы спасти ситуацию. НО. Задача ребенка была сделать красивую и правильную аппликацию, что бы показать ее родителям по окончанию занятия. И сделать ее _быстро_, потому как темп занятия бешеный, нужно же все успеть. Поэтому все, что успевали сделать дети самостоятельно, это клеем чуть-чуть повозюкать по заготовкам. После этого воспитатель с ассистентом “помогали” ребенку нанести клей на оставшиеся части и быстро приклеить их в нужные места на картон. С вулканом и красками была похожая ситуация. Но там еще надо было 1) не испачкаться красками и 2) не испачкать все вокруг 3) не поломать сам вулкан. Большая часть времени была посвящена вытиранию рук, вытиранию стола, рассказам о том, почему нельзя вулкан трогать руками и почему на соду можно только смотреть.

Спортивные занятия. Хорошо сделаны, в игровой форме, не просто бегаем, а бегаем под красивую музыку, с шариками, на фоне тематической рассказки. НО. Правила объяснялись очень быстро, дети явно не успевали вникнуть в то, что от них хотят, поэтому вся игровая составляющая прошла мимо. Ко всей остальной беготне претензий в общем-то нет, за исключением одного. Детей в таком возрасте, как мне кажется, нельзя вводить в бурную активность и не выводить из нее. Потому как разыгравшись, они выходят из нее самостоятельно очень медленно. Не бывает, что бы деть 2,5-3 лет бегал, прыгал, играл, а потом бац! по команде садился и слушал внимательно. Что в общем-то и получалось на занятии.

И напоследок, кто мне скажет, откуда эта urban legend о том, что деть быстро теряет внимание, поэтому каждая активность не должна занимать более чем 3-5 минут? Имхо, деть просто не успевает понять, что от него хотят за такое короткое время, не говоря уже о том, что бы что-то сделать или как-то поучаствовать.

Итого. Час потерянного времени.

Фирму специально не называю, не в этом суть. Суть в том, что данная развивалка была выбрана именно из-за того, что она (в отличии от 90% других обще-развивающих занятий) не ставила своей целью научить ребенка математике в два года, развить логику или выучить алфавит. Среди целей было: “развить образное, логическое и абстрактное мышление”, “научиться концентрироваться на поставленной задаче”, “развить изобретательность и оригинальность при решении любых задач” и др. Как говориться, без комментариев.

Action points. Сходить на еще какое-нибудь обще-развивающее занятие. Если оно по сути будет такое же, поставить на них крест и обратить свое внимание на узконаправленные занятия – музыка, рисование, лепка.
Tags: дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 36 comments