Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Домашнее обучение, Олег, часть 2

Уже рабочий год начался, а я все никак не напишу планы для Олега. Основная причина, наверное, в том, что я все никак не могу найти подход к нему. Логикой и объяснениями он не сильно проникается, а играми и танцами с бубном я не сильно владею. Получается, что я предлагаю, объясняю, мотивирую, но если он отказывается, то все, приехали.

Тем ни менее попробую собрать свои мысли в кучу (смотря одним глазом на прошлогодний план, который все равно прошел почти полностью мимо).


1.1. Математика, арифметика. План был:
а) чтобы он был где-то рядом, когда я провожу занятия с Максом

Занятия я не проводила. Макс полностью перешел на автономные занятия в IXL, так что Олег все пропустил.

б) чтобы он прошел IXL за Year 2

По непонятным мне причинам наотрез отказывался заниматься в IXL. Причем, было пару раз, когда Макс ему зачитывал задания (на английском), Олег отвечал, а Макс вводил. Думала, что может проблема в чтении или в том, что не хочется вводить, но нет, со мной такую тему от проворачивать отказывался.

Вместо этого выбрал себе Uchi.ru, прошел там полностью первый класс, тайную комнату с логическими задачками и хорошую часть второго класса. Сломался, как я уже писала, на переносе через десяток, потому что считает каким-то другим способом.

в) решал задачи из тетрадок Жени Кац

Полностью решил тетрадку на 7-8 лет. Жаль, что так мало :)

г) научиться писать цифры, хотя бы не зеркалить, высшим пилотажем будет, если он их будет писать сверху внизу, а не как Бог на душу положит.

Писал очень мало, но там, где писал, часть цифр начал писать нормально. Мне кажется, что сейчас все, кроме "1" пишет сверху, зеркалит 3 и 6.

В целом, вроде, весь год ничего не делал, но вот недавно играли в настольную игру, ребенок вызвался сам считать очки и очень уверенно пересчитал все в пределах двух сотен, спокойно ориентируясь в переходах через десятки. Откуда что берется...

Ходил пару месяцев в Explore Learning, там, конечно, с математикой было плохо. Потому что местная математика это не только арифметика, а куча всего остального -- время, геометрия, измерения, комбинаторика... я об этом писала вот тут. А у него во всех этих областях знания очень непрочные. Он время то знает, то не знает. Измерения вроде понимает, но иногда "забывает" и т.д.

ПЛАН:
а) попробовать еще раз IXL за Year3, одну тему в день
б) решать задачки из других бумажных сборников
в) вернуться в Explore Learning -- я не хочу, но ребенок просит. Думаю, получится отложить чуть-чуть и вернуться к нему через месяц хотя бы.

1.2. Математика, логика. План был:
а) попробовать всякие "хитрые" задачки

Пробовал решать задачи из 30го лицея, но как-то они там не сильно, по-моему, разделяют их по возрастам. У первого и третьего классов (сравниваю с тем, что решал Максим) были часто одни и те же задачи. Возможно, второй класс в этом смысле будет веселее.

б) поставить "Шахматное путешествие" и посмотреть, что из этого получится.

Поставили, прошел две игры. Третьей так и нет.

Будучи в этом году в Киеве ходил с Максом на занятия с преподавателем. Понравилось. Купили у преподавателя его тетрадки с задачками. Договорились с Олежкой, что он будет решать задачи из книжек.

ПЛАН:
а) без обязательств решать задачки из 30го лицея
б) решать шахматные задачи из сборников

2.1 Русский язык, навыки письма. План был:
а) научиться распознавать рукописный текст
б) научиться писать письменными буквами
в) в целом хоть что-то писать


Все это делали в самом начале года. Начал писать прописные буквы. Нравилось, но уже слоги было писать очень сложно. О том, чтобы писать слова речь не шла. Отказывался наотрез. Я подумала, ладно, не важно, что письменные, пусть пишет печатными. Давала ему каждый день какие-то мелкие задачки на письмо, только чтобы писал и тренировался писать ровно. Писал где-то месяц, потом все. Пошел в Explore Learning, думала там хоть будет писать. Все время жаловался на то, что заставляют много писать. И это стало причиной ухода оттуда. А потом выяснилось, что за эти пару месяце начал держать неправильно руку. Переучиваться отказывается. Приехали. На этом я его оставила в покое в надежде, что в этом году начнем с "чистого листа".

ПЛАН:
а) договорились вернуться к письменным буквам и попытаться исправить положение руки. Писать по чуть-чуть каждый день.

2.2. Русский язык, развитие речи. План был:
а) отдать его в русскую театральную студию и поддержать, когда начнет стесняться и захочет бросить.

Ходил год. Стеснялся, много баловался (по словам Макса), но по словам учительницы вообще идеальный ребенок :) Отказывался выступать, учительница не заставляла. В результате выступил, часть слов сказала учительница, часть захотел сам. В этом году хочет ходить, но не хочет выступать. Думаю, что сумеем договориться с учительницей.

ПЛАН:
а) продолжить студию драмы на русском языке

3. Русская литература
Хотелось бы, наверное, выделить время и читать ему то, что хочется ему.

Поскольку Макс уже начал читать сам, стало меньше просьб с его стороны почитать. Поэтому как-то так получалось, что читала я, в основном, по просьбе Олега и то, что он хотел. Ну и чтение по вечерам никуда не делось.

Хотелось бы, конечно, чтобы он явно читал. Но я не знаю что именно ему подбрасывать.
Где-то до зимы ребенок "читал" в основном картинки, но после зимы я начала просить его читать, вот прямо так, как не рекомендуют это делать. Выбирал книгу, я садилась рядом, он читал про себя (вслух не хочет) и потом мне рассказывал то, что прочитал. Рассказывал в охотку. В очередной раз поражаюсь, насколько у него хорошая память. В пересказе прямо кусками цитировал то, что только что прочитал.

При этом читать сам отказывался, хотя часто берет книги с комиксами про Тин-Тина и рассматривает их, возможно читает. Не смогла его замотивировать даже Гарри Поттером. Не в последнюю очередь потому, что ребенок открыл для себя аудио-книги и прослушал первые две части в аудио-формате :) Зато, будучи не Десне в этом году, отрезанным от цивилизации, начал читать третьего Гарри Поттера. Уж не знаю, что там бабушка с ним сделала, но большой ей привет и поклон! :) В результате сейчас ребенок читает достаточно уверенно и любой шрифт.

ПЛАН:
а) читать. Поскольку по своей инициативе читает мало, устраивать "избу-читальню", когда все садимся и читаем что-то свое. Дети идею поддерживают, посмотрим, надолго ли их хватит :)

4. Английский. План был:
а) подружиться с русскоговорящим репетитором, которые сможет его разговорить

Год отзанимался с учительницей. Говорил мало. Больше говорил на русском. Знает много слов, фраз, говорить может, но не хочет. Знает буквы, но не хочет писать. Умеет читать, но читает только по моей просьбе (зато с потрясающим акцентом! :) ) В общем, полный разброд и шатание.

Я хочу его оставить в покое с английским на этот год. Хотя он хочет ходить в Explore Learning, я, честно говоря, не вижу в этом особой пользы, а минусов несколько. Неподконтрольное письмо, невозможность выразить свои желания на английском и фрустрация по этому поводу. В общем, я пока думаю.

Дома есть много совсем детских книг на английском, договорились, что будет читать такие книги. Не будет говорить пока, но хоть будет распознавать текст.

ПЛАН:
а) читать английские книги 1-6го уровня (судя по тому, что я видела в прошлом году, у него уверенный 3ий). Если хорошо пойдет, перейти на более сложные.

5. Украинский язык. План был:
а) дочитать мне им книгу "Таємниця підводного човна" и посмотреть, как оно пойдет
б) продолжить слушать украинские песенки в машине
в) начать смотреть мультики на украинском


Украинский у Олега чуть хуже, чем у Макса. Он пока впитывает. Часто переспрашивает, не говорит совсем, но может повторить какие-то базовые слова.

ПЛАН:
а) читать вслух украинские книги

6.1 Естественные науки -- физика, химия, биология.

Планов особых не было. Что-то в голове у ребенка крутится. Время от времени просит показать мультик The way things work, время от времени смотрит какие-то книги с экспериментами. В целом планы такие же, как у Макса.

ПЛАН:
а) отдаться в русскоязычную группу по биологии-физике, в которую Олега пригласили в этом году. Посмотреть, что из этого получится.
б) в целом ничего специального не делать, продолжать беседовать с папой, смотреть фильмы, читать энциклопедии, ходить в музеи.

6.2. География.

Участвовали в этом году в семинаре Аси Ванякиной про путешествие на плоту Кон-Тики, но как-то быстро "сдулись". Читать и смотреть видео и ролики было интересно, а вот выполнять здания и как-то еще вовлекаться в проект категорически не хотели. Бросили на полпути с мыслью о том, что когда-нибудь позже можно вернуться.

Планов не было и не будет. Что мимо будет пробегать, то и буду рассказывать.

6.3. История.

Планов не было. Рассказывала то, что читала сама.

ПЛАН:
а) надеюсь, что Олежка будет где-то рядом, когда мы будем заниматься с Максом. Возможно, он даже что-то из этого возьмет.

7.1. Искусство, Музыка.

Очень любит играть на пианино, "сочинять" что-то свое. Играть учиться отказывается. Ну и ладно. Планов нет -- слушать, когда получится, играть, когда захочется.

7.2. Искусство, Живопись.
Никаких планов не было и пока не будет.

7.3. Рукоделие.
Сам не занимается, только за компанию с кем-то. Когда Максим красит модели, Олежка тоже красит. Когда Максим собирает модели, Олегу тоже хочется. Когда я рисую (редко), Олежка тоже приходит. Любит разукрашивать взрослые раскраски, особенно, когда болеет. Но в целом, из рукоделия занимается только лего и мини-садами. Увлекся в этом году садоводством и с радостью со мной возится в саду. Возможно, мое увлечение и его увлечет во что-то более серьезное.

8. Спорт.План был:
а) плавать со мной в бассейне без учителя

Плавали, когда дети не болели. Хочет продолжать. Учиться не хочет.

б) кататься на велосипеде с Максом и папой

Катался. Купили очередной велосипед, на этот раз с передачами. Катался с Максимом и папой по дорогам. В этом году пробовал кататься на Максовом скейте. Говорит, что что-то получалось, но как и со всем спортом, без особого восторга или энтузиазма.

в) попробовать сходить с папой (или со мной? :) ) на стенку

Не ходили.

ПЛАН:
а) продолжить бассейн
б) продолжить велосипед

В целом, если одной строкой описать планы, то хочется хоть как-то поддержать математику и английский и сильно продвинутся в русском\английском письме.
Tags: 6-plus, 7-plus, Олежка, домашнее обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments