Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Речь и мышление ребенка, Жан Пиаже

Очень неспешно я читаю "Речь и мышление ребенка" Жана Пиаже. Некоторые моменты мне хочется запомнить, записать и предложить вам.

Под катом классификация функция детской речи, предложенная Пиаже.


Мы можем разделить все разговоры наших испытуемых на две большие группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной. Произнося фразы первой группы, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Он говорит либо для себя, либо ради удовольствия приобщить кого-нибудь к своему непосредственному действию. Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, и именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него -- первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают.

Можно разбить эгоцентрическую речь на три категории:
1. Повторение (эхолалия). Здесь речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думаю ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова.
2. Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается.
3. Монолог вдвоем или коллективный монолог. Внутреннее противоречие этого названия хорошо выражает парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данные момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель.

Что же касается социализированной речи, то здесь можно различать следующие категории:
4. Адаптированная информация. Здесь ребенок действительно обменивается мыслями с другими; тут наблюдается либо сообщение собеседнику о чем-нибудь, что может интересовать его или повлиять на его поведение, либо настоящий спор или даже сотрудничество в достижении общей цели.
5. Критика. В данную группу включаются все замечания по поводу работы или поведения других лиц, носящие тот же характер, что и адаптированная информация, -- так сказать, специфические замечания по отношению к собеседнику. Но эти замечания скорее аффективны, чем интеллектуальны: они подтверждают превосходство моего "я" и принижают "я" другого.
6. Приказание, просьбы и угрозы. Здесь явное воздействие одного ребенка на другого.
7. Вопросы. Большинство вопросов, задаваемых детьми детям же, вызывает ответ, потому их можно отнести к социализированной речи.
8. Ответы. Это ответы, даваемые на собственно вопросы (с вопросительным знаком) и на приказания, а не ответы, даваемые во время диалога (категория 4) на предложения, не являющиеся вопросами, но относящиеся к "информации".

Эта классификацию, как и всякую другую, можно упрекнуть в искусственности. Важно лишь, чтобы классификация была объективной, то есть чтобы любой сведущий человек, знакомый с нашим критериями разбил бы эти же детские фразы на те же или приблизительно те же категории.
Tags: книги о детях, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments