Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Помоги мне сделать это самому, М. Монтессори, пер. 2000г

Книга по сути – сборник из нескольких отдельных произведений Монтессори (или выдержек из них), дополненный статьями российских последователей метода. В следствии этого говорить о целом впечатлении о книге невозможно. Поэтому по отдельности.


Часть 1. “Мои методы. Значение среды в воспитании”. С успехом можно прочитать отдельную книгу “Дом ребенка”, в котором в деталях описывается сад, организованный Монтессори в Риме и названный “Дом ребенка”, а эту главу пропустить. Потому как многие интересные факты из жизни сада опущены, зато добавлено много рассуждений на предмет того, как важно воспитывать в ребенке человека свободного в реалиях начала прошлого века. “Дом ребенка” читала дважды – понравилось. Часть первая данной книги – нет, слишком много воды, как для меня.


Часть 2. “Подготовка учителя”. Меня всегда интересовало, что скрывается за фразами “помогает, но не вмешивается”, “решает конфликты, но не ограничивает” и т.п. И как это реализуется на практике? Описываемые требования к учителю интересны, в том числе и для меня, как для родителя, потому как многое можно применять на практике дома в общении с одним ребенком. Теперь хочу прочитать отдельную одноименную книгу, надеюсь, что там будет больше информации.


Часть 3. “О принципах моей школы”. Очень коротко, для общего развития. Не запомнилось практически ничего такого, о чем бы не говорилось в другом месте :)


Часть 4. “Разум ребенка”. Речь идет о психическом развитии ребенка в период от 0 до 18, с упором на период от 0 до 6ти. Не понравилось. Долго, нудно и не интересно. Есть другие книги, в которых этот же материал изложен куда четче и увлекательнее. Суть можно изложить с следующем (возраст ребенка – доминанта развития):
От 0 до 3 лет -- “Впитывающее сознание”
От 3 до 6 лет -- “Строитель самого себя”
От 6 до 9 лет -- “Исследователь окружающего мира”
От 9 до 12 лет -- “Ученый”
От 12 до 18 лет -- “Социальный работник”


Приложение 1. “Что дает ребенку монтессори-педагогика”, Т. Афанасьева (из книги “Учить по Монтессори”). Зарисовки из жизни Монтессори-садика, из которых можно увидеть, как на практике реализованы некоторые ее заветы. Интересно.


Приложение 2. “Что отличает работу с семьей в монтессори группе” H. Люблина (из книги “Работа с родителями в Монтессори-группе”). Название книги более отвечает смыслу приложения. Я бы сказала, что будет интересно только тем родителям, дети которых уже ходят в Монтессори-сад. А они, скорее всего, и так это уже знают.


Приложение 3. “Что такое сенситивные периоды в развитии детей”, Д. Сороков (из статей). В каком возрасте ребенок более всего восприимчив к речи и как такой сложный навык формируется у ребенка? В каком возрасте ребенка лучше “приучать” (как всегда ненавязчиво, по Монтессори :) ) к порядку? Когда происходит сенсорное развитие? А развитие социальных навыков? И т.п. Вот сразу видно автора-мужчину :) Очень понравилось, четко, последовательно, содержательно. Рекомендую родителям маленьких детей.


Приложение 4. “Физические упражнения в монтессори-методе”, Л. Гребенников (из книги “Работа на линии Монтессори-группы”). Эх, невзирая на автора мужчину, я так и не поняла, как у них там обстоят дела с физическими упражнениями. Похоже, понятно будет только тем, кто и так уже “в теме”.


Приложение 5. “Как правильно пользоваться монтессори-материалом”, Е.Хилтунен (“Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе”). Описание задач, среды и принципов работы с Монтессори-материалами, которые ставит перед собой конкретный Монтессори-сад. Интересно, везде очень правильные слова :). После прочтения захотелось туда, причем не для ребенка, а для себя лет 25 тому назад :)


Список литературы небольшой, но встречаются интересные названия, если найду в инете, напишу подробнее.

Tags: книги о детях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments