Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Размышления об анскулинге

Много лет я читаю форумы и журналы родителей, который обучают дома своих детей. 99% этих детей должны сдавать промежуточные аттестации. Т.е. "что" учить -- не обсуждается. Обсуждается "как". У таких родителей есть планы учебы -- что нужно выучить к определенному сроку. Они обсуждают как это лучше достичь, насколько глубоко копать, какие дополнительные к учебникам материалы брать. И где-то на фоне проходит мысль, что школьные предметы -- это хорошо, но не это главное. Что нужно учить работать с информацией, анализировать, структурировать, делать выводы, уметь задавать правильные вопросы, уметь выступать перед аудиторией, уметь, в конце концов, учиться.

Но аттестации же никто не отменял. Поэтому бОльшая часть времени уходит на чтение параграфов, выполнение заданий и ответов на вопросы, а все вот это ВАЖНОЕ, оно как бы на фоне, по остаточному принципу.

А у нас нет аттестаций.

У нас нет этой обязаловки в виде вопросов, параграфов, учебников и т.п. У нас не стоит задача как быстро пройти и сдать "не нужное", чтобы осталось время на интересное. У нас не стоит задача как, среди всех этих подготовок, найти время на то, чтобы уйти в сторону, заняться тем, что действительно в данный момент волнует ребенка, заняться тем, что интересно.

Казалось бы, рай в отдельно взятой местности. Но на практике получается не все так радужно. Если посмотреть на анскулеров в чистом виде -- это такие себе "дети природы", которые не имеют расписаний, живут себе, занимаясь тем, что интересно, детей ни к чему не принуждают, специально ничему не учат. Появился интерес у ребенка -- дали возможность углубить, или даже не дали, а просто не помешали. Не появился интерес -- ну и ладно, когда-нибудь появится. А если не появится, значит и не нужно. Хочет ребенок писать -- показали буквы, не хочет -- оставили в покое. Независимо от возраста.

Я так не могу. Мне так страшно. И вот уже который год я пытаюсь нащупать путь где-то между этими двумя подходами. И я все еще в поиске. Что давать? В каком объеме? На чем отрабатывать вот это "умение работать с информацией" -- на супер-героях или на школьной географии? Где провести ту линию, перед которой "это должен знать любой образованный человек", и за которой "это ты можешь сам найти, если захочешь".

Отдельно все осложняется тем, что сама я -- типичный школьный ребенок. Что-то любила в школе, что-то нет. Что-то знаю лучше, что-то хуже, что-то вообще прошло мимо. Но самое плохое -- что я не очень люблю учиться. Я отлично умею искать ответы на вопросы, если понимаю зачем мне это нужно. Отлично упорядочиваю и структурирую информацию. Но я не копаю в ширину, просто чтобы узнать. Вопрос "а почему небо синее?" не вызывает во мне внутреннего трепета и желания пойти искать ответ. При такой постановке вопроса, мне это не интересно. Я не могу привить интерес к познанию как таковому, потому что сама не обладаю этим умением. Это отлично делает муж, но он доступен только пару часов в день и не всегда у него есть силы своим примером "заражать" детей.

И вот со всем этим и двумя детьми мы собираемся взлететь и летать. Пока я поняла для себя несколько вещей:
1. Оставлять все на самотек я не могу и не буду. Максимум, что я могу позволить -- немного играть с возрастом. Это легко -- чуть раньше. Это сложно -- чуть позже.
2. Для каждого школьного предмета я принимаю решение отдельно -- что именно, как и в каком объеме давать.
3. Пока дети в возрасте "начальной школы" я волнуюсь об арифметике, трех языках, чтении. О работе с информацией, письме, печати. О самостоятельности, об ответственности, о порядке в голове. Все остальное на уровне "пробегало мимо -- обсудили".
4. Одним глазом я постоянно смотрю на британскую программу. Во-первых, потому что в некоторых местах она разумнее, во-вторых, чтобы была возможность вписаться в школу, если, вдруг, ребенок это захочет сделать.
5. Вторым глазом я смотрю на украинскую и российскую программы. Потому что они глубже, серьезнее и потому, что русский -- это родной язык детей, на котором они могут читать учебники, смотреть и легко понимать обучающие видео-ролики.
6. Мы не думаем о промежуточных аттестациях, но я точно хочу дать возможность обоим детям сдать финальные экзамены британской школы и иметь возможность учиться дальше, если они захотят. Я не хочу, чтобы наше домашнее образование их ограничивало в будущей учебе. Если же оно даст преимущества -- я буду считать, что с задачей мы справились.

Пока так.
Tags: домашнее обучение, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments