Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Математика по-советски

В этом году старшему ребенку (11 лет) купили курс на Фоксфорде "Подготовка к олимпиадам для 5го класса". "Хитрые задачки", как мы их называем, он и раньше решал, но мне, как всегда, хотелось какой-то системности. Время от времени краем уха слушаю отдельные лекции рядом с ребенком. Впечатления очень неоднозначные.


Весь курс поделен на несвязные темы по типам "хитрых" задач. Например: "задачи на время", "задачи про лжецов-рыцарей", "задачи на делимость", "шахматные задачи", "развертки" и т.п. В течении полутора часов рассказывается теория, которую хоть как-то можно привязать к этому типу задач. Разбирается пара-тройка задач этого типа. На дом задается 5 задач разной степени сложности, мало связанных с тем, что разбиралось на уроке. Тип тот же, да, но у меня сложилось впечатление, что прослушивание теории мало помогает в решении задач. Да и как может? На то они и "хитрые", ты либо берешь их количеством, либо смекалкой.

Во-вторых, лекция растянута по времени. Длится полтора часа, но объем, который дается, мне кажется, можно было бы давать более концентрировано. И, соответственно, уменьшить время. Иногда возникает впечатление, что у них не задача рассказать тему, а задача заполнить время. Вполне нормальная задача для школы, но не совсем понятно зачем этим заниматься при онлайн обучении.

Ну и самое, наверное, основное это то, как же скучно все рассказывается!

Недавно в посте про окончание класса на IXL я говорила о том, что мне очень нравится то, как в IXL постепенно и медленно повышается сложность задач. Так, что любая новая тема осваивается либо сходу, либо достаточно один раз ошибиться и прочитать теорию на один-два абзаца, чтобы понять, как именно нужно было решать ту или иную тему. Последние три года моя помощь в освоении математики сводится к тому, чтобы пару раз на класс в сложных вычислительных темах сидеть рядом пока он решает и проверять детскую внимательность (а скорее невнимательность :) ), чтобы он не получал штрафные очки. Все. Никаких сложных параграфов, никаких объяснений на часы, никаких слез, ужасов и непонятности. Все наглядно, просто и понятно.

В прошлом году, когда я решила, что ребенок уже достаточно подрос и пора с ним браться за "настоящую" математику, мы с ним попробовали вместе читать учебник Никольского, который все нахваливают. Вылилось это в то, что ребенок с трудом продирался через параграфы теории. В темах, которые он _уже_ знал. Практика при этом решалась на ура и влет. А теория шла с большим скрипом. Мы читали и перечитывали, разбирали формулы, определения и доказательства. Поясняли незнакомые слова. Тратили на эту кучу сил и времени. И это то, повторюсь, что ребенок уже знал на практике!

То же самое происходит с этими лекциями. Сегодня сын слушал лекцию про делимость. Я присоединилась минут за 30 до конца, когда лектор начал рассказывать про свойства делимости. В лучших традициях было исписано полдоски, введено понятие "транзитивности", написана куча формул. Один(!) раз был приведен пример. Три раза было сказано, что "ЭТО нужно запомнить". Серьезно? В математике? После каждого рассказанного свойства я просила остановить лекцию и смотря в стеклянные детские глаза рассказывала, где мы это используем и как. Ребенок выходил из транса, улыбался и говорил: "А, так вот что имелось в виду!".

Вопрос: Зачем?! Вы даете альтернативное образование. Вы хотите рассказать так, чтобы дети, которые что-то не поняли в школе, поняли и полюбили математику (ну, я надеюсь, что эта цель не из последних), научились решать "хитрые" задачи, вышли за границы. Почему же вы даете все так сложно и скучно? Зачем вы даете все так сложно и скучно?

Мне, как ребенку воспитанному советской школой с твердым убеждением на подкорке, что "у нас самое лучшее образование", сложно было смириться с тем, что можно по-другому. Но оказывается можно. Можно заниматься математикой (да и любым другим предметом) без долгих часов объяснений. Можно понимать через практику, просто решая задачи. Можно играть. И при этом, как ни странно, двигаться вперед получая удовольствие. Жаль только, что для подросших детей все такие ресурсы англоязычные. Русскоязычные математики в массе своей до сих пор убеждены, что чем больше теории и формул, тем лучше, полнее и увереннее ребенок будет знать математику. А жаль.

В общем, курс ребенок дослушает, но, похоже, на этом мы эксперименты по освоению математики на русском закончим.
Tags: математика, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments