Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Транспорт

Сегодня немного впечатлений о местном транспорте: машинах, автобусах, метро.


* Движение в Британии левостороннее, об это знают все. Я была готова крутить головой во всех направлениях, при переходе дороги, чтобы не облажаться. Этого мало. Когда на твоих глазах на скорости 30-40 км в час авто выруливает на полосу с плотным потоком и ты понимаешь, что аварии не избежать, у тебя замирает все внутри и холодеют ладони, а оно преспокойно выруливает на соседнюю полосу... Я до сих пор задерживаю дыхание на подобных перекрестках. Вторая тема, это пропускающие тебя водители на пешеходных переходах, которые машут тебе и дают всячески понять, что давай, мол, проходи, а ты продолжаешь смотреть на пассажира и не понимаешь, почему он не делает тебе никаких знаков. Третья, понятная, это желание занять водительское место каждый раз, когда тебя приглашают прокатить в машине. Короче, левостороннее движения -- это жесть. Водить я тут, похоже, буду не скоро.

* Номерные знаки в машинах содержат информацию о годе регистрации. Зная это, поражаешься тому, что вокруг в основном машины не старше 10 лет. При их аскетизме в жилье, как-то удивительно наблюдать такое стремление к новизне в машинах.

* Дорогу переходят тут кто как. Есть пешеходные переходы с кнопочкой, если повезет, можно легким движением руки затормозить два омнибуса и им весело помахать (Макс это однажды проделал и был жутко горд собой). Есть нерегулируемые переходы. У них обычно есть плавный съезд с тротуара, выделенный цветом и плиточкой. Становишься на такой съезд и терпеливо ждешь. Ждать иногда приходится долго. У нас, я бы сказала, пропускают охотнее. Местные жители переходят как придется.

* Автобусы ходят по расписанию. Омнибусы встречаются достаточно часто, но в массе своей рейсовые автобусы -- это нормальные европейские автобусы, без изысков. Большинство -- красного цвета.

* Заходить в автобусы надо через переднюю дверь, прикладывая проездной к автоматической проверялке или покупая билет у водителя. Выходить, соответственно, только через вторую дверь. Если хочешь выходить, нажимаешь на кнопочку и у водителя загорается сигнал. Иначе, если к тому же на остановке никого нет, остановку можно и проехать.

* Если ты с детьми, или просто тормозишь, то водитель, обычно, тебя терпеливо ждет и трогается только когда все расселись. Для колясок и инвалидов в середине автобуса напротив второй двери есть соответствующее место. Если место уже занято, то водитель говорит: "все, извините, мадам, у меня все занято, ждите следующий автобус". Как вариант в таком случае можно детей из колясок высадить, коляску сложить и положить ее опять же на специальное место для багажа. Один раз я это наблюдала, один раз делала сама. Сначала ты ломишься в автобус, собирая разбегающихся детей, потом понимаешь, что надо ждать следующего, принимаешь решение грузится, заводишь старшего, садишь, выгружаешь младшего из коляски, заводишь, садишь, пробиваешь проездной, выгружаешь все из коляски, складываешь ее, заносишь, забрасываешь на возвышение для багажа, усаживаешься. Все это время весь автобус терпеливо наблюдает за твоими манипуляциями и ждет. И после всего этого, они еще находят силы улыбнуться твоим детям. Поразительное терпение.

* Если водитель видит, что заходит человек с палочкой или дама с коляской, он опускает автобус до уровня бровки. Выглядит это так, подъезжает автобус, делает "пфффф", откуда-то выпускает воздух, и вот уже пол автобуса на уровне бровки.

* Днем в автобусе ездят, в основном, пенсионеры и мамы с детьми. Пенсионеры знают всех и вся, здороваются с водителем, как с родным, приветствуют других знакомых, обсуждают темы, начатые раньше. Ощущаешь себя вторгшимся на чужую территорию. Тебе хоть и улыбаются, но чувствуется, что ты лишний на этом празднике жизни.

* Информация на остановках и автобусах -- на высоте. В автобусе электронное табло, на котором номер автобуса, куда едет, какая следующая остановка, будет ли автобус останавливаться. Все это дублируется голосом. Так же камера, которая показывает разные части салона. На остановках расписание для всех маршрутов, часто карта и список ближайших остановок с их маршрутами. Ну и понятно, на каждой остановке надо проверять в том ли ты направлении собираешься ехать, так как левостороннее движение никто не отменял :)

* Метро ездит быстро, ездит по расписанию. На выходных часто не ездит :) На выходных надо внимательно смотреть на соответствующий сайт (tfl.gov.uk), так как постоянные ремонтные работы могут тебе испортить всю поездку.

* В часы пик я не ездила, но в выходные в центре толпа была достаточно плотная. При этом местным жителям совершенно неведома такая часть этикета как "уступите место пассажирам с детьми". Улыбаются тебе, умиляются детям и продолжают сидеть. Дикая страна.

* В метро потеряться практически невозможно, так как все очевидно и прозрачно. Везде есть указатели, на любые переходы указывают соответствующие надписи, в вагонах есть карта текущей линии, часто электронное табло.

* При входе и выходе из метро пробиваешь свой проездной. Если ты с ребенком, можно пройти мимо турникета в специальные ворота, за которыми наблюдает работник станции. Дети до 11 лет в сопровождении взрослых, или при наличии спец проездного ездят бесплатно.

* Невзирая на все заверения мужа о том, что в Британии все для инвалидов и детей в колясках -- редкая станция имеет альтернативу ступенькам. Так что эрго так же необходимо в поездках на метро, как и коляска в повседневной жизни (об этом отдельно).
Tags: uk
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments