Yuliya Astapova (yulanta) wrote,
Yuliya Astapova
yulanta

Домашнее обучение

Забрав ребенка из школы, в моих мозгах что-то переключилось. Раньше установка была: "ну там-то базовым вещам научат, а я тут от случая к случаю что-то забавное покажу". В результате дети росли как сорная трава и специально я их ничему не учила. Буквы мы не учили, читать не подбивали, цифры не учили, считать -- от случая к случаю, английским дома не занимались принципиально, куча развивающих книг лежит-пылится. Ради справедливости надо сказать, что муж с его эрудицией детям постоянно что-то рассказывал. Но это час-полтора в день от силы, вечером, когда все хотят только пива и спать.

Да. И эти люди собираются учить ребенка дома.

Итак, для начала я осознала, что у нас официально полный анскулинг. Это значит, что мы не прикреплены ни к какой школе и не обязаны следовать никаким программам. Поэтому программу и цели мы выбираем сами, следуя нашим предпочтениям, опыту и уровню детей.

Второе, что я поняла, что за редким исключением ребенок пока не готов "садиться и учиться". Т.е. сесть и написать страницу прописей или сесть и решить пару-тройку примеров -- это не для него и не для меня. Количество усилий не соизмеримо с полученным результатом. Соответственно пока все навыки развиваются походу, в игровой форме. Дополнительным плюсом тут является то, что можно подключить к обучению и младшего.

Ниже я пытаюсь набросать приблизительный план и свои мысли. Хочу их упорядочить, поделиться с вами и услышать комментарии. Буду признательна, если в этом посте будет разговор по существу и мы не будем скатываться в "а зачем вообще ребенка не водить в школу?", "а как же социализация" и тому подобное.

Итак.

1. Математика. В математике на данном этапе я вижу два пути развития.
1.1. Собственно арифметика. Все учебники, которые я тут видела (не много, признаюсь) сосредоточены прямо сразу на базовых операциях в пределах 5, 10, 20, 100. Но у ребенка пока нет устойчивого понимания цифры и того, что за ней стоит. Поэтому натаскивать его на знаковую арифметику (5-3=2, 1+3=4 и т.п.) можно, но не сильно хочется. Соответственно, сейчас мы сосредоточены на том, чтобы считать все подряд, чтобы за понятием "3", например, было четкое представление трех каких-то предметов. При этом старший ребенок уже начинает медленно переходить к умственным представлениям, что не может не радовать. Тут мне в помощь книга Рут Бичик, о которой я уже писала.

Из практики: мы регулярно считаем фрукты по утрам которые мама искромсала на мелкие кусочки и задача детей их разделить правильно между всеми. Мы играем в игру "я загадала число от 0 до 10 и ваша задача его угадать, называя любое, а я буду отвечать на вопрос это число больше\меньше моего". Мы играем в игру: "я загадала число N, найди в этой комнате предметы, которых точно N".

Вторая вещь на которой я бы хотела уже сосредоточиться -- это написание цифры. Ребенок регулярно забывает как какие цифры пишутся, половину зеркалит, большую часть пишет неправильно (тут, как мне подсказали, еще "виновата" местная школа, в которой цифры пишут не так, как принято было в союзе). Тут только одна практика пока -- если мы играем в какие-то игры, где надо что-то подписать или написать, ручка отдается ребенку.

1.2. Второй раздел математики -- это логика. Тут мне в помощь Звонкин, и недавно открытый мной большой энтузиаст работы с детьми tromentano, на которого я еще буду много ссылаться. Ребенку постоянно "подкидываются" задачки на логику, которые он начинает учиться _самостоятельно_ решать. Об этом я еще напишу отдельно.

2. Русский язык.
2.1. Навыки письма. Пишет ребенок письменными буквами, пишет достаточно мало. Буквы пишет все, но некоторые зеркалит, некоторые путает с английскими. Сам может написать небольшую записку, часто достаточно грамотно. Писать в быту нам приходится мало, поэтому надо придумывать искусственные ситуации. Сейчас пытаемся завязать письменную переписку с другим мальчиком, чуть старше Максима. Посмотрим, что из этого выйдет. Когда будем писать много, надо бы переходить на лист с линейкой, потому как буквы скачут куда хотят.

Грамотность развивать на компьютере -- это пока в планах. Набирать электронные письма или какие-то заготовки для игр.

2.2. Развитие речи. Играем постоянно в слова-цепочки "придумай слово, которое начинается на ту же букву, на которую заканчивается мое", в рифмы "придумай пару рифмующихся слов", "в слова на одну букву". Купили кубики для историй -- великая вещь. Обоим мальчишкам очень трудно придумывать\говорить какую-то связную историю, которую все слушают. Эти кубики здорово помогают развить этот навык.

3. Русская литература.
3.1. Читаем каждый день час-полтора. Читаю я, книги разного уровня, проза, стихи. Они слушают.

3.2. Самостоятельное чтение. Читать регулярно сам ребенок пока не хочет. Поэтому ему пишутся записки по поводу и без, играем в "найди подарок, прочитав цепочку записок". Иногда он хочет читать сам, поощряем.

4. Английский. Тут все отдано на откуп няне. Главное сейчас для меня это разговорный язык. Но они и читают с ним, причем он демонстрирует бОльший энтузиазм, чем в русском чтении. Читают вывески и надписи на улице, пишет\набирает нужные слова, когда ищет различные леговские инструкции на компьютере. Играют в развивающие игры на наладоннике.

5. Естественные науки -- физика, химия, биология. Тут никакого плана нет. Мы ходим в музей, смотрим атласы, если возникает вопрос, гуглим информацию. Вечером папа рассказывает забавно и легко о сложном. Мама, к сожалению, так не умеет. Время от времени мама показывает какие-то опыты для привлечения внимания.

6. География, история. Тут пока полный провал. Ни одному из нас, родителей, темы эти не близки. Поэтому мы даже карту повесить пока не можем, а купленный глобус используется очень редко. Идеи тут приветствуются.

7. Искусство.
7.1. Музыка. Ни один из детей пока не выявил стойкого желания учиться играть на каком-то инструменте. Поэтому мы просто слушаем классику дома, ходим на концерты классической музыки, время от времени я рассказываю о каких-то инструментах, смотрим ролики на youtube. Все это достаточно регулярно.

7.2. Живопись. Дома есть сборники с репродукциями художников, мы их не регулярно смотрим. Жаль, что большинство осталось в Киеве и привезти и разместить их здесь пока нереально. Все пытаюсь убедить себя, что старший ребенок уже достаточно взрослый, чтобы посещать выставки.

7.3. Рукоделие. Дети регулярно занимаются творчеством с приглашенным преподавателем. Плюс мы постоянно что-то делаем дома вместе.

8. Спорт. Тут пока полный разброд и шатание. Дети не посещают никаких секций. В планах было что-то найти, но что-то меня останавливает. Так что пока мы гуляем, постоянно ездим на велосипеде (младший на беговеле), лазим на рукоходах, скалолазных лазилках и т.п.

Как-то так. Что я пропустила?
Tags: домашнее обучение, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments